Черная Пятница (Black Friday) – глобальная всемирная распродажа, где скидки на товары достигают 70% и даже 90% на некоторые позиции. Ее идея зародилась в Америке в 19 веке. Сегодня в акции участвует не только США, но и страны Европы и Азии. Россия присоединилась к Черной Пятнице в 2013 году и с тех пор ежегодно увеличивает количество участников: магазинов и покупателей.

Когда будет Черная Пятница?

В 2022 году: 25-27 ноября

В 2023 году: 24-26 ноября

Страница Черной Пятницы ЗДЕСЬ >>

Глобальный sale начинается после американского Дня благодарения. Конкретного числа у этого праздника нет, он выпадает на 4 четверг ноября, а это каждый год разные даты. Соответственно следующий день – пятница – и является всемирным днем распродаж. Обычно Черная Пятница выпадает на числа с 22 по 29 ноября. Длится акция 3 дня, то есть все выходные. Но многие магазины растягивают удовольствие на 1,5 — 2 недели.

Где проходит Черная Пятница?

Акция идет практически по всему миру. Скидки можно найти как в обычных магазинах, так и на сайтах. Ежегодно более 300 российских ритейлеров присоединяются ко всемирной акции. Это такие магазины, как М-Видео, Эльдорадо, Дочки-Сыночки, Л’Этуаль и другие. В 2022 году в условиях санкций сократилось количество иностранных площадок, которые напрямую доставляют товары в Россию. Например, на iHerb, eBay, Amazon, SHEIN можно купить только через посредников. Без изменений для РФ работает AliExpress и ряд зарубежных брендов: Yves RocherBraunPlayToday и другие. Но в большинстве случаев продукцию иностранных марок сейчас лучше искать на маркетплейсах и в крупных мультибрендовых магазинах: Wildberries, Яндекс Маркет, Lamoda, Эльдорадо, МТС и других.  Если интересует техника Apple и Samsung, ее продают авторизованныхе магазины брендов. Например, Apple продают М.Видео и re:Store. А Самсунг galaxystore.ru и samsungstore.ru Смотрите весь список участников Черной Пятницы ЗДЕСЬ.

Почему пятница Черная?

чёрная пятница
Black Friday начиналась в середине 20 века, как распродажа в супермаркетах США. Люди ночевали под дверьми магазинов, чтобы первыми схватить вещи со скидками. Драки, ругань и вероятность выйти с синяками из толпы была высокой. В сети можно найти фотографии американской распродажи, где люди буквально давят друг друга. У всемирной распродажи мрачное название. Окрестили этот день американские полицейские. В 1960-х годах в день ноябрьской распродажи на дорогах появлялись небывалые пробки, а люди будто сходили с ума: толпились у магазинов, прогуливали работу. В дни больших скидок также возрастало количество мелких преступлений. Словом, день был сложным, черным для служителей правопорядка.

Есть и другая версия названия глобальной распродажи. Американские бухгалтеры отмечали черной ручкой прибыль, а красной растраты. Так что для самих продавцов черный цвет – цвет удачи.

Сейчас Черная Пятница активно продвигается в онлайн-магазинах. Там совершать покупки удобней и нет риска получить локтем в бок. Тем более, что все крупные магазины имеют свои онлайн-площадки, где продаются те же товары. Да и покупать в интернете дешевле. Крупные гипермаркеты (например, М-Видео или Эльдорадо) поощряют онлайн-покупки и делают скидки за оплату через сайт.

Кто придумал Black Friday?

В конце 19 века в Америке жил Фрэнк Вулворт. Он работал помощником продавца в лавке. По одной из версий, Фрэнк не мог запомнить цену всех продуктов, и ему в голову взбрела идея. Он сделал ценники для каждого товара, а у прилавка с залежалыми продуктами выставил надпись: «Все по 5 центов». В тот же день продукция была раскуплена.

Надо сказать, в 19 веке люди не знали что такое ценники и скидки. Стоимость товара называл хозяин магазина, причем каждому свою. Он оценивал внешний вид и платежеспособность покупателя, и говорил сумму. Поэтому появление ценников произвело революцию в торговле. Люди стали смелее заходить в магазины, ведь стало понятно на кукую сумму они могут рассчитывать.

Чёрная пятница, Фрэнк Вулворт основатель супермаркетов

После первой 5-центовой распродажи жизнь помощника лавочника изменилась. Его метод стал популярным, а сам Фрэк основал собственную торговую империю Woolworth. В его магазинах впервые появились ценники и свободная для покупателей выкладка товара. Магазины Woolworth стали прототипами современных супермаркетов.

Фрэнк Вулворт заметил, что наибольшая покупательская активность проявляется перед рождественскими праздниками. Считается, что он первым предложил устраивать распродажи перед Новым годом.

Скидки навечно прижились в маркетинговой среде. И кульминацией этого метода стала Черная Пятница. Это название впервые стали применять в 1966 году в США. И с тех пор оно стало известно во всем мире.